Архив конференции
Механизмы
сознания
[ Back ] [ Home ] [ Up ] [ Next ]
From: Губин В.Б. ( VBGubin@adm.pfu.edu.ru ) Date: 1999-08-27 14:14
Не о той ли Элизе речь, которую создал вроде бы
Дж.Вейценбаум, в умственных способностях которой
он потом разочаровался по принципиальным
соображениям, о чем и написал книгу
"Возможности вычислительных машин и
человеческий разум", выпущенную у нас в 1982 г. в
изд-ве "Радио и связь"?
С его критикой я согласен, о чем и писал в своей
книге "Физические модели и реальность"
(В.Б.Губин, Алматы, 1993 г.). Мы с ним сошлись вот в
чем.
Он справедливо увидел, что у Элизы нет никакой
субъективности, потому что ей по существу все
безразлично.
Я в поисках правильного критерия живого пришел к
выводу, что единственной существенной границей
между живым и неживым является наличие ощущения,
хотя бы простейшего - типа "хорошо-плохо".
Его, между прочим, нельзя проверить с помощью
измерений. Ощущение не сводится к физическим
переменным. В то же время неясно, как оно может
получиться у материальной системы. Физика нам в
этом не помощница. По-видимому, дело в том, что
ощущение (и более высокие уровни субъективного) -
это системное явление, а физика измеряет
элементарное. По-видимому, системные явления
замыкаются в себе, и их извне можно увидеть
только другим системным явлением - умом, а не
простым физическим прибором. (Об этом есть
немного в моих статьях "История с энтропией"
// Философские науки, No. 3-4, 1997, стр. 98-120 и "Об
одном варианте принципа бритвы Оккама" //
Философские науки, No. 2, 1998, стр.136-150. Обе есть на
указанном выше моем сайте.)
Так что как получить компьютерный вариант
субъективности - дело темное. Что же касается
Элизы - то это, конечно, примитивная имитация
внешних проявлений субъективного, о чем и
написал Дж.Вейценбаум в своей очень хорошей
книжке.
Прошу прощения, но я не очень ориентируюсь в
структуре всех этих интернетных связей и не знаю,
пойдет это письмо только лично Тармо Пикаро или в
конференцию и поэтому на всякий случай прошу это
письмо поставить в конференцию.
Всего хорошего,
В.Б.Губин, 27 авг. 99 г.