Архив
конференции
Механизмы сознания
[ Back ] [ Home ] [ Up ] [ Next ]
From: Eugene Kornienko ( korn@glasnet.ru ) Date: 2000-02-06 21:52
--- Original Message ---
From: Daryl McCullough <daryl@cogentex.com
>
Newsgroups: comp.ai.philosophy
Sent: Thursday, February 03, 2000 06:38 PM
Subject: Universal Learning Machine
В этом сообщении делается попытка начать
обсуждение такого вида
способности к обучению, которым обладает мозг
человека, и который
отличает людей от компьютерных программ и от
прочих живых существ.
Сама по себе способность к обучению есть не
только у людей. Животные,
такие простые, как плоские черви, могут учиться,
приобретая опыт. Не
очень трудно запрограммировать компьютер, чтобы
он мог узнавать почерк,
или выделять грамматические предложения, и т.п.
Но способность человека к обучению, кажется,
уникальной в том, что
человек может научиться просто чему угодно.
Наверно, "не люди" учатся
таким образом: ученик начинает с какого-то
"шаблона знаний" с
определёнными "настраиваемыми
параметрами", и эти параметры уточняются
по мере получения входных данных. Я думаю, что
человеческая способность
к обучению доводит этот метод до высочайшего
уровня благодаря тому, что
"настраиваемые параметры" являются
шаблонами самих себя. Люди могут
учиться тому КАК учиться и тому ЧТО надо учить.
Я склонен думать, что даже люди ограничены
нашей биологией и устройством
нашего мозга, но при сравнении с учениками "не
людьми" наши способности
к обучению кажутся неограниченными. Я бы хотел
начать обсуждение
концепции универсальной обучающейся машины,
которая может научиться
всему, что возможно изучить, так же как
универсальная машина Тьюринга
может вычислить всё, что вычисляемо.
<конец письма пропускаю, EK >
Daryl McCullough
CoGenTex, Inc.
Ithaca, NY
===
Комментарий.
Идея о том, что "обучение начинается с
определённого шаблона знаний"
очень широко распространена, и, по-моему,
ошибочна. Конечно, кое-что
зависит от определения "знания".
Если автоматическое, инстинктивное,
неосознаваемое поведение (навыки) не
считать знанием, то компьютер или муравей
попадают в тот же класс
существ, что и градусник, часы или, например,
кирпич - его замуровали в
стену, и он "знает", как себя там правильно
вести.
Я несправедливо сравнил муравья и компьютер.
Поведение муравья только на
99.9% является инстинктивным. Он имеет 0.1% точно
такой же
"человеческой" универсальной способности к
обучению. А вот компьютер и
кирпич такой способностью не обладают.
Надо сказать, что и человек на 50% ведёт себя
инстинктивно. Мы
отличаемся от муравьёв только
"количественной" способностью к обучению,
но считаем свои способности качественно другими.
Качественно мы с
муравьём имеем похожую нервную систему, которая
и обеспечивает
способность к универсальному обучению. Развитие
этой способности зависит
от трёх главных причин:
1) Развитые органы, для детального
взаимодействия с внешним миром в как
можно более широком диапазоне физических
свойств этого мира. Инструменты
повышают нашу способность к обучению.
2) Развитая нервная система, имеющая резервы
мощности для обслуживания
не только автоматического поведения, но и нового
поведения,
приобретаемого в течение жизни.
3) Культура - накопление и передача опыта новым поколениям.
Благодаря нашей человеческой культуре мы можем
научить обезьяну, собаку
или попугая такому "разумному" поведению,
которое совершенно невозможно
в естественных условиях.
В центре, как в геометрическом, так и в
логическом смысле слова,
находится нервная система. Мозг - это просто
участок нервной системы.
Природа вынуждена была разместить многие
нейроны геометрически тесно
из-за низкой скорости передачи нервных
импульсов.
Именно нервная система обеспечивает
универсальность обучения, так как
органы и культура конкретны и точно
приспособлены к определённым
способам взаимодействия с внешним миром.
Ответ на вопрос о природе универсального
обучения давно известен.
Странно, почему сознательные машины до сих пор не
созданы. :) Логически
универсальность нервной системы следует из того,
что нервные сигналы от
всех органов имеют совершенно одинаковый
"формат", не зависящий от
физической природы органа. Смысл этих сигналов
не в том, что "я голоден"
или "враг приближается", как должно быть при
"определённых шаблонах
знаний". Смысл в том, что нейрон "узнаёт"
или "не узнаёт" окружающий его
набор нервных сигналов и биохимических условий.
По мере "привыкания",
нейрон начинает узнавать, то, что раньше было
новым. Это "квант"
универсального обучения.
Задача роботостроителей в том, чтобы
"органы" не выдавали "мозгу"
никакой конкретной информации о внешнем мире.
"Узнаю" или "не узнаю" -
вот и весь секрет универсальности.
Кстати, универсальность или
"абстрактность" механизма самообучения
логически ведёт к появлению сознания. Если
поведение не предусмотрено
никаким шаблоном (программой, инстинктом), то
существо руководствуется
чем-то вроде "я так хочу", или "я делаю это
потому и потому".
Eugene Kornienko