Архив конференции
Механизмы
сознания
[ Back ] [ Home ] [ Up ] [ Next ]
From: Sergij Rychik ( grey@antec.carrier.kiev.ua ) Date: 2000-04-28 21:02
> Hi, All!
> вернулся я из самокомандировки и увидел это:
>> * Added by Sergij Rychik <grey@antec.carrier.kiev.ua
>
>> * Subject: Неофициальное вступление к учебгику
по основам ИИ
> Хочется поместить несколько критических
замечаний к сему манускрипту.
>> Введение', или Что такое ИИ?
>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
>> Во-первых, сразу отметим, что речь пойдет не
о искусственном человеке,
>> а о искусственном интеллекте. Т.е. как
минимум мы не будем заниматься
>> проблемами походки, питания, дыхания,
пищеварения и пр. Вот как ковш
>> экскаватора имитирует руку с лопаткой, так
же наш ИИ будет имитировать
>> не всего человека, и даже не все его
возможности, а только одну функцию
>> - интеллект.
> Ха-Ха. Выглядят все эти посылки очень логично и
правильно, но в них есть
> маленький недостаток. Может питание, дыхание и
пищеварение и не
> но движения (например походка, а особенно руки)
видимо сыграли очень
> существенную, может ключевую роль, в
возникновении интеллекта человека.
Тут хочу в свое оправдание заметить, что
задачей ИИ является
моделирование не ПУТИ, который прошла природа, а
результата. На самом деле
есть много теорий возникновения интеллекта, по
крайней мере одна из них,
теория "теплового удара" вообще не
рассматривает связь между интеллектом и
пресловутой Энгельсовой палкой или Кэлвиновским
камнем. В тропиках живет
маленькая рыбка, которая сбивает летающих над
водой насекомых с довольно
большого расстояния струей воды, причем стрелляя
из под воды "учитывает"
погрешности от преломления. Интеллект у нее так и
не развился... :(
> (например в тестах IQ :)).
> Так вот, отметая физиологичность ЕИ, можно с
ней выплеснуть и ребенка.
Боюсь, что оставляя ее можно утопить ребенка в
таком количестве воды...
> Да послужит сия история нам всем уроком.
Аминь.
Аллах акбар, Аумммм... (нужное подчеркнуть) :-)
>> Начнем (что вполне логично) с уяснения,
что именно мы
>> будем создавать.
>> Что такое ИИ (искусственный интеллект)
понятно сразу - это интеллект,
>> созданный искусственно. Т.е. появившийся не
в результате естественного
>> хода эволюции, а искусственно. Такой себе
homunculus...
>> Осталось выяснить, что такое сам интеллект.
> И далее делается 1001-ая попытка это выяснить .
Но все сводится,
> почему-то к разуму, моделированию и т.д.
И это естественно! Ведь именно о разуме
(интеллекте) речь и идет!
> Так скоро до языка прогр-я ИИ скоро дойдет.
:)
EMYCIN и OPS5 рассматриваются в самом учебнике. :-)
> Вся беда в том, что все это построено на
внешних, известных нам
> проявлениях деятельности человеческого
мозга. Некоторые из этих
> наблюдений возводятся в ранг непреложных
законов. Почему, собственно,
> с какой стати? Все такие внешние наблюдения,
без знания внутренних
> механизмов функционирования, не дают полноты
картины: да это есть,
> но кто сказал, что нет еще чего-то, что "не
войдет" в ваши модели?
Так ведь задача изначально ставиться не
ПРОДУБЛИРОВАТЬ, а создать
механизм, решающий тот же круг задач, что и
интеллект. Причем именно
ИНТЕЛЛЕКТ, а не нервная система вообще.
> Мне представляется данный путь
Определение-
> ТЗ -
> Реализация
> тупиковым, т.к. определение может быть только
частичным, равным
> (в максимуме) нашей способности отразить в
своем сознании все
> проявления этого же сознания. Чувствуете
замкнутый круг?
Знаете, ходила когда-то забавная программка на
С. Она печатала свой
исходник. :-)
Но речь не о том, задача ИИ, по крайней мере в той
постановке, в которой я
ее встречал, это задача моделирования
интеллекта, а не сознания. Чувствуете
разницу?
> Лучше уж IMHO сразу моделировать механизмы,
отвечать на вопрос "как",
> надеясь, что вопрос "что" интуитивно
понимаем и этого достаточно.
Ага, а потом начинаются споры, типа
"Программа ЭЛИЗА - это ИИ или нет?"
или "Если оператор условного перехода
позволяет программе изменять свои
действия в зависимости от имеющихся данных - это
интеллект или нет?" или еще
смешнее: "Если из динамика раздаются стоны,
значит ли это, что компьютер
испытывает оргазм?".
> В целом данный учебник по основам ИИ сильно
смахивает на попытку
> автора стать отцом-основателем ИИ и еще
застолбить участок
> своим фундаментом (основанием) под
собственный огород на 6 соток
> в данной области. Наверное, это неплохо:
честолюбие - известная
> движущая сила, и чем больше
"садово-огородных участков"
> тем больше "фруктов" для населения
(иногда их качество низкое, правда,
> но мы такие брать не будем :)
Ну во-первых, хочу Вас успокоить, это именно
"неофициальное" вступление
и под грифом министерства образования его не
будет. :-) В самом учебнике
рассматриваются, как Вы наверное могли
догадаться речь идет о экспертных
системах (но разумеется не на уровне "ИИ на
Бэйсике" с кучей IF-ов... :-) ).
Во-вторых, насчет претензий автора, то в самом
учебнике, как и в любом
учебнике, авторского - только методика изложения
материала (в основном
Уотермена и Хейес-Рота) и примеры. Данное же
"неофициальное вступление", это
просто попытка подвести под практику (кстати
давно проверенную) некоторую
метафизическую основу...
> (Тут есть такие, кого моя ирония раздражает
- ну уж извините, считаю, что
> имею на нее право, как и вы на ваше
раздражение.)
Да ладно, главное, чтоб ответы были "по
делу"...
> Прочитав сВведение, или Что такое ИИ?с by Sergij
Rychik.
> Во многом согласен с такой точкой зрения:
> Разум - это механизм психики, позволяющий
моделировать события
> реального мира, прогнозировать их развитие и
принимать решения.
> Я не могу представить себе ни одного свойства
человеческой психики которое
> объяснить с помощью определения, что разум -
это способность к
> синтересныес.
Я хочу уточнить, что не просто
"предсказание", а "предсказание" на
основе моделирования, ибо предсказание "по
признакам" доступно любому
животному вне зависимости от наличия интеллекта.
> Хотелось бы добавить (немного поправить),
что, может быть, разум это
> предсказывания событий не только свойство
психики, а компьютера например
> или чего-то еще?
Согласен, просто в данном контексте я
намеренно не рассматривал ИИ...
> При таком определении разума вполне
возможно представить себе минимальный
> и максимальный разум. Примерно так.
Максимальный разум предсказывает
> абсолютно точно на любой промежуток времени
для любой ситуации вплоть до
> развития вселенной на неограниченное время в
подробностях любой степени.
> возможно ли такое в принципе?
Есть такая лемма (кажется Глушкова): "Полное
моделирование процессов
системы требует ресурсов НЕ МЕНЬШИХ, чем имеет
сама моделируемая система".
> Немного о сЯзыке описания данныхс. Я думаю,
что для разума абсолютно все
> в какой форме к нему поступает информация.
Естественный язык выработался
> Для людей он наиболее удобный. Для ИИ он так-же
может быть приемлим, но,
думаю, не обязательно.
Тоже согласен, тем более, что ЕЯ включает на самом
деле очень много
разных языков, иногда даже таких принципиально
разных, как например русский
и китайский...
> Я сознательно отделяю понятие разума от
человека. Так удобнее - не мешает
> к самому себе. Сложилось мнение, что человек
это и есть образец разума.
> И если деятельность что-то/кого-то хотя-бы
немного отличается от
> уже не разум. Я думаю, что человек обладает
разумом в какой-то его
> как свойству, очень далек. А привязывая
понятие разума к человеку мы даже
> запрет но создание полноценного интеллекта
вне человека.
И это правильно. Просто я пошел с другой
стороны, все-таки человек это
единственный доступный нам сейчас для
исследований, поэтому я и попытался
определить И через "отсечение всего
лишнего".
> Кстати, о терминах. Я термину "разум"
предпочитаю ткрмин "интеллект". А
> прийти к какой-то одной терминологии. Разум,
интеллект, сознание - чем они
> чем они сходны? А может это вообще одно и тоже.
Я пользуюсь терминологией Шопенгауэра,
достаточно хорошо и продуманно
(как мне кажется)...