Архив
конференции
Механизмы сознания
[ Back ] [ Home ] [ Up ] [ Next ]
From: Eugene Kornienko ( korn@online.ru ) Date: 2001-03-07 11:12
On 2001-03-05 хмур пишет
> о каких "фактических ошибках" ты
упомянул. Должно быть это столь
> вопиющие покушения на основы
Не вопиющие. В сочетании с онтопиком они были бы
допустимы. Напишите мне
письмо, и я отвечу подробнее.
>> Свобода воли реализуется уже на уровне
когнитивной системы. Сознание,
>> тождественно связанное с этой системой,
осознаёт (регистрирует)
>> свободный выбор и присваивает себе его
результат.
> Если выбор детерминирован 'когнитивной
системой' (согласимся), то он
> не 'свободен'.
Он не детерминирован, а осуществляется
когнитивной системой. Причём
механизм ассоциативного выбора решения такой же,
как и механизм
сознательного выбора.
У меня в программе выбор происходит в
результате сравнения успешности
различных предполагаемых действий. Оценка
успешности всё время
колеблется около некоторого динамического
равновесия, и может
перескочить к другому локальному оптимуму. Часто
выбор зависит от
момента начала действия. Было бы время подумать,
и решение было бы
другим.
Однако сознание оперирует с представимыми
(отображаемыми на мир)
образами, а мозг (главный мотор когнитивной
системы, изолированный от
внешнего мира) оперирует с множествами
внутрисистемных сигналов.
По-моему, эти внутренние ассоциативные множества
не представимы в виде
языка, а внешние образы - представимы (но тоже
частично). Поэтому нет
формального взаимно-однозначного
преобразования внутреннего
представления во внешнее.
Смысл "успешности" для сознания субъекта и
для организма этого субъекта
могут здорово различаться. Один имеет цель
"очищение путём воздержания",
а другой - "желание быть сытым". В результате,
эти (и другие) мотивы,
конкурируя друг с другом, приводят к выбору
только одного решения,
например, воздержания. Это происходит благодаря
психологической
установке, технический смысл которой в том, чтобы
запутать естественные
ассоциативные пути от "воздержания" к
биологически обусловленному
удовлетворению. Например, можно приучить
человека к временному
"духовному" удовлетворению.
Сознание отражает состояния когнитивной
системы без нарушения их
последовательности. Только с небольшой
задержкой во времени и с
пропуском "автоматических", неощущаемых,
подсознательных процессов. С
точки зрения сознания это отражение
"тождественно", так как ничего
осознаваемого не пропускается - сознание
тождественно самому себе.
Поэтому я должен признать, что свободный выбор
осуществляет сама
когнитивная система. Осознание процесса выбора
не замечает никакого
детерминизма. Сознание уверено, что оно
полностью контролирует весь
процесс выбора. Оно строго следит за ним и
отождествляет эту слежку с
контролем, так как это никогда не приводило к
логической ошибке.
> Или бессознательное оперирует
образно-схематическими и
> собственно семантическими кодами понятий??
Есть 2 "бессознательных" механизма размышления.
Первый - это автоматизировавшийся от частого
повторения сознательный
процесс. Он использует точно такие же
чувственные образы (выражаемые
средствами языка), как и осознаваемые
рассуждения.
Второй - это объективный процесс
ассоциативного поиска "выгодного"
набора команд (сигналов), выполняемый на уровне
взаимодействия мозга с
органами. Это можно формализовать и я использую
такой процесс в
программе, но, кажется, он не сводится к
семантике, так как не оперирует
с фиксированными знаками - наборы сигналов
никогда не повторяются. Они
имеют лишь общие подмножества, разные в разные
моменты времени.
> Осознали результат выбора. И НЕ
согласились с ним. Санкционировали
> доппоиск сведений об альтернативах, о
способах их сравнения, о
> критериях их оценки, целях. Расширили контекст
рассмотрения.
> Переформулировали проблему, 'взглянули на нее
с др. стороны'. Ждем
> нового решения. Ага, вот оно.. Уже получше..
Получается, что наше
> бессознательное не корреспондирует с
системой ценностей нашего Я,
> иначе бы оно не подсовывало бы нам решения, не
проходящие цензуру
> сознания.
В терминах осознаваемого выбора это выглядит
так: я принял решение, но
до того, как начал его выполнять, передумал, решил
рассмотреть проблему
с другой стороны. Ни на каком этапе выбора
решения не требуется отсылка
к подсознанию. Поэтому и говорят о цельности
сознания.
> Ясно, что одного ощущения мало для
сознания, необходим некоторый
> минимум языкового опыта, чтобы машина хоть
употребляя 'Я',
> сопровождала бы эту реляцию специфическими
внутренним
> реакциями. Какими - вопрос к проектантам.. :)
Язык используется сознанием, а не мозгом. Мозг
работает с сигналами,
например с командами, подаваемыми на голосовые
связки и язык. А сознание
воспринимает это в терминах ощущений, то есть,
как звучащий голос.
Сознание "проговаривает" формулировки и
видит смысл в словах, а
когнитивная система подаёт сигналы на мышцы
языка (и других органов),
чтобы удовлетворить основные биологические
потребности организма.
> "Материальные" сем. сети - это коннекционизм.
Да.
> Пусть их представление в программном коде абстрактно
Представление всегда конкретно.
> но логически изоморфность с графическим
образом, пространственной
> схемой сохраняется. Такие схемы, разумеется,
не отражают связь 'идей'
> в мозгу-сознании.
Отражают.
> Универсальный алгоритм обучения было бы
полезно настроить на работу по
> построению и управлению таким сетями.
Это можно. Для этого нужно придумать, как из
семантической сети сделать
эффективный орган. Например, это может быть
"орган чтения текста" и
"орган формирования текста". Но проще,
научить робота языку, как
человека.
On 2001-03-07 Victor S. ( victor_0@mail.ru ) пишет
> Почему вообще vs?
> Почему вообще люди считают, что свобода воли
как-то противоречит
> детерминизму?
> Свободой воли мы называем просто
возможность сознательного выбора
> между некоторыми возможными сценариями.
Не сознательного, а осознаваемого. Человек
может выбрать решение
"случайно". Он замечает (осознаёт) это и
убеждается в своей свободе
воли, так как он мог бы случайно выбрать и другое
решение.
> когда человек ставит задачу случайного
выбора, то он непременно
> использует бессознательные механизмы, то есть
это уже не есть
> проявление свободы воли. Человек просто
перекладывает решение
> на свой бортовой компьютер. Впрочем, как
показал др. Фрейд,
> последний тоже весьма неважно справляется с
функцией ГСЧ.
Он придумывает не совсем случайные числа, но он
уверен, что придумывает их "свободно".
> в чём св. воли противоречит детерм.?
Традиционно детерминизм происходит от
механистического описания природы.
Если положения и скорости всех частиц заданы, то
можно посчитать их
дальнейшие траектории. Поскольку человек, как и
всё в природе, состоит
из таких же частиц, подчиняющихся законам
механики, то все его действия
предопределены.
Мне дали координаты и скорости частиц,
составляющих мистера А, и я
рассчитал, каковы будут эти координаты и
скорости ровно через 100 минут
и далее в течение 1 минуты. Я сказал об этом
мистеру А, а он ответил,
что постарается быть в другом месте, делать
другие движения, и говорить
другие слова, чем это следует из моих расчётов.
Ха-ха, пусть попробует
нарушить законы Природы!
После развития статистической механики и
квантовой динамики детерминизм
приобрёл более мягкую форму. Человек - это часть
физического мира. Его
тело подчиняется законам физики. Законы физики
не предусматривают
никаких "желаний" или "свободного
выбора". Поэтому положение мистера А
через 100 минут и далее в течение 1 минуты строго
следует из его
положения и движения в данный момент с некоторой
точностью, которая тоже
задаётся законами природы, а не желаниями
мистера А. Я могу посчитать,
где он будет находиться, как он будет двигаться и
что говорить. Этот
расчёт даст среднее значение и диапазон. И пусть
он попробует
уклониться, ха-ха, и выйти за предписанные
Природой нормы!
Я считаю, что он действительно не сможет
уклониться, однако задаваемые
нам диапазоны достаточно широки.
И всё же сознание не заметит насилия над своей
свободой воли, даже если
бы мир починялся законам классической механики.
Мистер А подумает, ну
ладно, не буду портить вам настроение и поступлю
так, как велят расчёты.
> Не существует строгого
феноменологического критерия существования
> сознания, так как любая формализованная
функция может быть сразу
> же воспроизведена на той же машине Тьюринга.
Но кто сказал, что
> не существует структурного критерия?
Вот именно. Я считаю, что машина, устроенная так,
что она способна к
универсальному научению (самообучению), получит
ощущения и сознание. А
устройство машины (в том числе и человека) можно
проверять и
перепроверять сколько угодно. Выходит, что
критерий возможности развития
сознания есть.
> если не существует вообще никакого
критерия, по которому точно можно
> отличить сознательную систему от
бессознательной, то это означает
> либо панпсихизм, либо непознаваемость и
нематериальность сознания,
> т. е. объективный идеализм.
Не так просто. Нет критерия наличия сознания. Но
есть критерий того, что
данная система приобретёт сознание при
взаимодействии с внешним миром.
Поскольку, такого взаимодействия нельзя
избежать, то из потенции
быть сознательным следует обязательное развитие
сознания.
EK