Архив конференции
Механизмы
сознания
[ Back ] [ Home ] [ Up ] [ Next ]
From: хмур ( x@x.x ) Date: 2001-03-19 13:43
Posted-From: 212.46.194.138
Hi, Валерий и общество
>Ну что, будем учить компьютер узнавать себя
в зеркале,
>чтобы удовлетворить приверженцев
"прагматического подхода"? :)
Если некоторая система обработки информации
отчет о внутренних
состояниях выдает в терминах своих желаний и
целей, способна к
нетривиальному анализу своих мотивов, объясняя
свое поведение,
и если программист уверен, что это не чистая
имитация, то возни-
кает два вопроса: возможна ли такая ситуация, и
если запрета не
нее нет, что это будет значить??
>>Дело за способом представления. У
животных имеется модель среды,
>>но свободы воли мы им не приписываем
>на каком основании отказано животным в свободе
воли?
Ясно, что вопрос вытекает из твоего определения
(неудачного) -
>Свободой воли мы называем возможность
системы
>моделировать возможные изменения входных
информационных
>потоков от внешней среды в ответ на различные
типы
>воздействий на нее со стороны системы.
Если так дефинировать, то животные, конечно, не
просто нерефлектор-
ные автоматы, но и субъекты воли. Cвободной.
Однако, чтобы была свобода
воли должна быть сама воля. Если ты не
последователь Шопенгауэра еще
можно говорить.. :) Если ты под 'волей' не понимаешь
просто 'стремление'
животного отработать пусковую афферентацию, то
тоже есть о чем говорить.
Давай поконкретнее. Люди - в т.ч. и животные. Но
НИКТО НИКОГДА не ви-
дел того, что вытворяют люди ЧИСТО в
поведенческом плане, в мире жи-
вотных. Экстремальные виды спорта (способность к
риску), элементарная
глупость (способность к НЕцелесообразному
поведению: 'а я вот хочу!'),
эксцессы религиозного подвижнечества
(способность трансформировать му-
чение в удовольствие), криминальная и
сексуальная патология и прочая
в том же духе. - Человеческая этология, по-моему, и
ты наверное согла-
сишься, отличается от поведения высших приматов
довольно сильно, если
не сказать принципиально. Воля, не просто как
рефлекс сопротивления
принуждению (что верно, и что присуще животным
также), а как стремле-
ние реализовать сознательное/подсознательное
намерение.. (т.е. я имею
в виду сформированность цели поведения, как она
представлена в психи-
ке, с участием чисто человеческих,
(анти)социально-(анти)культурных
абстрактных психич. образований). Чего мы не
наблюдаем в животном по-
ведении. Драйв голода VS самопринуждение к
голоданию. 'Воля' к жизни
VS сила воли аскета. Я допускаю, что особенности
поведения некоторых
особей можно интерпретировать как 'обман',
'хитрость' etc, но мне сло-
жно принять определение животного поведения как
волевого (даже в ред-
ких случаях самостоятельного возвращения
увезенных домашних животных).
Cпособность к выбору в буридановой ситуации не
есть проявление воли.
Есть такое понятие (как психологическая
категория) как деятельность.
Без волевой регуляции она невозможна (я нечто
делаю потому, что дол-
жен, что 'так надо', а не потому, что я этого хочу;
или цель так отда-
ленна, что практически недостижима).
Мотивационные конфликты человека
гораздо сложнее животных; способы их разрешения
также претерпели су-
щественное изменение у человека как
социально-культурного животного..
Волевое действие подразумевает помимо прочих
компонентов еще и кон-
троль реализации плана действия, который у 'нас' в
отличие от живот-
ных может быть представлен внечувственными
(несенсорными) образами
('подготовлюсь к десятому'). Т.е. в человеческом
волевом акте присут-
ствуют специфические компоненты, животные
гомологические акты регуля-
ции поведения волевыми можно назвать условно, c
натяжкой.
Всех благ
Хмур