Архив
конференции
Механизмы сознания
[ Back ] [ Home ] [ Up ] [ Next ]
From: 3DValeri Anisimov ( va@mail.rcom.ru ) Date: 2001-03-22 22:24
Привет.
Сыт я по горло,
До подбородка,
Даже от конфов я стал уставать,
Лечь бы на дно как подводная лодка,
И позывных не передовать!
Короче, что-то мне все более и более лениво
увязать в
бесконечных, тягучих спорах по поводу
беллитристики...
Но пока еще есть силы, продолжим понемногу.
> Если некоторая система обработки
информации отчет о внутренних
> состояниях выдает в терминах своих желаний и
целей, способна к
> нетривиальному анализу своих мотивов,
объясняя свое поведение,
> и если программист уверен, что это не чистая
имитация, то возни-
> кает два вопроса: возможна ли такая ситуация, и
если запрета не
> нее нет, что это будет значить??
По поводу имитации см. мою переписку с Виктором
С.
По поводу отчетов о своих желаниях и целях,
нетривиальному
анализу мотивов поведения и т.д. как признаках
сознания
отсылаю к трудам Фрейда.
Последние два риторических вопроса оставляю
висящими
в воздухе.
> Давай поконкретнее. Люди - в т.ч. и животные.
Но НИКТО НИКОГДА не ви-
> дел того, что вытворяют люди ЧИСТО в
поведенческом плане, в мире жи-
> вотных. Экстремальные виды спорта
(способность к риску),
Экстремальные виды спорта они того - довольно
дорогие,
так что не каждый хозяин может позволить своей
псине ими
заниматься :) Но, тем не менее, есть подвижники.
Как то по
телику покаывали собаку, которая, например, с
удовольствием
катается на водных лыжах...
> элементарная глупость (способность к
НЕцелесообразному поведению: 'а я вот
хочу!'),
У моей тещи кот, когда она его не пускала гулять,
начинал ей на
зло делать всякие гадости. Ну там то в тапочки
написает, то
телефонный провод перегрызет, то еще что... И ведь
прекрасно
знал, что будет после этого бит, но все равно
делал ЕЙ НА ЗЛО.
Можно назвать это волей, можно глупостью, но его
поведение
с точки зрения целесеобразности критики явно не
выдерживало.
> эксцессы религиозного подвижнечества
(способность трансформировать му-
> чение в удовольствие),
Здесь сказать ничего не могу :)
> криминальная и сексуальная патология
??? Типа "не хочу в попку, но у меня есть воля, и
я это сделаю!",
так что ли? Или не хочу воровать, но надо, значит
надо?
> и прочая в том же духе. - Человеческая
этология, по-моему,
> и ты наверное согласишься, отличается от
поведения высших
> приматов довольно сильно, если не сказать
принципиально.
> Воля, не просто как рефлекс сопротивления
принуждению
>(что верно, и что присуще животным также), а как
стремле-
> ние реализовать сознательное/подсознательное
намерение..
> (т.е. я имею в виду сформированность цели
поведения, как
> она представлена в психике, с участием чисто
человеческих,
> (анти)социально-(анти)культурных абстрактных
психич.
> образований). Чего мы не наблюдаем в животном
по-
> ведении. Драйв голода VS самопринуждение к
голоданию. 'Воля' к жизни
> VS сила воли аскета.
Известны случаи, когда собака умирала на могиле
хозяина.
Некоторые собаки-санитары спасали раненых на
поле боя
даже ценой собственной жизни и т.д.
> Я допускаю, что особенности поведения
некоторых
> особей можно интерпретировать как 'обман',
'хитрость' etc, но мне сло-
> жно принять определение животного поведения
как волевого (даже в ред-
> ких случаях самостоятельного возвращения
увезенных домашних животных).
> Cпособность к выбору в буридановой ситуации не
есть проявление воли.
> Есть такое понятие (как психологическая
категория) как деятельность.
> Без волевой регуляции она невозможна (я нечто
делаю потому, что дол-
> жен, что 'так надо', а не потому, что я этого
хочу; или цель так отда-
> ленна, что практически недостижима).
Мотивационные конфликты человека
> гораздо сложнее животных; способы их
разрешения также претерпели су-
> щественное изменение у человека как
социально-культурного животного..
> Волевое действие подразумевает помимо прочих
компонентов еще и кон-
> троль реализации плана действия, который у
'нас' в отличие от живот-
> ных может быть представлен внечувственными
(несенсорными) образами
> ('подготовлюсь к десятому').
И здесь не все так просто. Например обязьяны,
обученные языку жестов,
способны понимать и даже использовать некоторые
абстрактные понятия,
вороны умеют неплохо считать в пределах пяти и
т.д.
Всем удачи,
Валера.