Архив конференции
Механизмы
сознания
[ Back ] [ Home ] [ Up ] [ Next ]
From: Губин В.Б. ( VBGubin@adm.pfu.edu.ru ) Date: 1999-08-30 16:45
> Я в поисках правильного критерия живого
пришел к выводу, что
> единственной существенной границей между
живым и неживым
> является наличие ощущения, хотя бы
простейшего - типа "хорошо-плохо".
Лучше считать это не признаком жизни, а
признаком начального уровня
сознания.
Не лучше. Начальный уровень сознания и есть
граница жизни. На любой менее мощный критерий
живого можно найти очевидный контпример. Об этом
см. мою книгу "Физические модели и
реальность" (1993) и статьи на сайте
http://www.pfu.edu.ru/~vgubin
(который я в прошлый раз забыл указать)
> Его, между прочим, нельзя проверить с
помощью измерений.
> Ощущение не сводится к физическим переменным.
Это не совсем так. Чужое ощущение, конечно, не
измеришь. Но есть
корреляции между определёнными типами эмоций и
концентрацией
определённых гормонов или других нейроактивных
веществ в организме.
Это в нашем земном мире вы ориентируетесь, но вообще говоря вариантов может быть много, так что в общем случае определить физико-химическими методами наличие, например, боли у объекта - невозможно.
> По-видимому, дело в том, что ощущение (и
более высокие уровни
> субъективного) - это системное явление, а
физика измеряет
> элементарное. По-видимому, системные явления
замыкаются в
> себе, и их извне можно увидеть только другим
системным
> явлением - умом, а не простым физическим
прибором.
Всё, чем занимается физика, не увидеть без
"ума". Другими словами,
никакой вольтметр не поможет обнаружить
"вольты" тому, кто никогда о
них не слышал.
А боль на увидеть (в общей случае) через
физические приборы и тому, кто о ней хорошо знает.
Особых физических приборов на боль, применимых в
любом мире (с любыми материальными носителями и
структурами), не может быть, в то время как тестер
на электрическое поле - пожалуйста. И об этом на
моем сайте (и о том же у Дж.Вейценбаума).
Наличие боли у другого объекта может быть только
осознано после ряда испытаний (да и то не
абсолютно достоверно, если говорить формально) -
совершенно так же, как можно отличить человека от
бесчувственного компьютера только после
практики, возможно очень большой - кажется, это
называлось когда-то тестом Тьюринга (если мне
память не изменяет, очень уж давно это было.
Кстати, этот тест весьма смахивает на критерий
общественно-исторической практики, как и должно
было бы быть).
Всего хорошего. В.Б.Губин.