Архив конференции
Механизмы
сознания
[ Back ] [ Home ] [ Up ] [ Next ]
From: Константин Лисицын ( lisitcin@kodeks.net ) Date: 1999-10-20 22:01
Здравствуйте, уважаемые: дама и господа!
VV
> Данное Вами определение как бы
противопоставляет фомацию
VV
> материи, как бы создавая тем самым новую
сущность.
Извините, Владимир, это не так... (ибо ;-) сказано):
КЛ
> НИЧЕГО НЕФОМАЦИОННОГО ПРОСТО НЕТ.
КЛ
> (Т.е. - материя тождественна фомации.)
VV
> Между тем, (как я это понял) мы как-будто бы
договорились,
VV
> что слово "фомация" носит
методологический характер
VV
> и не носит сущностного характера.
Смотря - как на что смотреть - материя, в
определенном смысле,
может тоже носить методологический характер.
Более того -
чаще всего я на нее именно так и смотрю, поскольку
давно стал
(сначала - тайно ;-) )
"фомационщиком/материалистом".
VV
> При этом меня также огорчает
VV
> "пространство, _заполненное_ (без
кавычек)материей".
VV
> При этом, вроде бы можно предположить, что
есть пространство,
VV
> не заполненное материей, некий
нематериальный вакуум
VV
> что для меня неприемлемо.
Для меня - тоже - Вселенная - сплошь заполнена
фомацией,
т.е. - тем, что обычно именовалось материей, но
воспринимаемой
по-новому - именно - как свидетеля предыдущего
состояния.
Вы ведь сами совершенно гениально выводите:
VV
> Таким образом, фомация - это материя
VV
> воспринимающая из недр самое себя,
VV
> несущая на себе и передающая в свои недра в
иной пространственно-временной
VV
> последовательности отпечаток предыдущего
состояния самое себя.
Если не возражаете - назовем это ТРЕТЬИМ ПОСТУЛАТОМ.
Здесь, полагаю, небезынтересно некоторое цитирование из "Кирилла и Мефодия":
МАТЕРИЯ (лат. materia), вещество; субстрат,
субстанция; содержание.
В латинский философский язык термин введен
Цицероном как перевод греч. hyle.
Понятие материи как субстрата вещественного
мира было выработано в греческой
философии в учениях Платона и Аристотеля, при
этом материя понималась как
неоформленное небытие (meon), чистая потенция.
Сформулированное Декартом понятие материи как
телесной субстанции
(в противоположность "мыслящей" субстанции),
обладающей пространственной
протяженностью и делимостью, легло в основу
материализма 17-18 вв.
Материя центральная категория диалектического
материализма.
ФОРМА И МАТЕРИЯ, категории философии
Аристотеля, воспринятые томизмом;
характеризуют всякое подвижное изменчивое
бытие. Форма (эйдос, "морфэ")
специфический принцип вещи, ее сущность, цель и
движущая сила, актуализирующая
первоматерию как простую возможность бытия,
бесформенный и неопределенный субстрат
изменений (см. Акт и потенция)). Понятия форма и
материя соотносительны: нечто
оформленное может выступить как материя по
отношению к форме более высокого уровня;
"форма форм" ум (нус); в томизме бог.
ЭЙДОС (греч. eidos вид, образ),
1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель, см. Форма и материя).
2) В феноменологии Э. Гуссерля сущность в отличие от факта; т. н. эйдетическая редукция отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.
АКТ И ПОТЕНЦИЯ (действительность и возможность), категории философии Аристотеля, воспринятые томизмом; акт (энергия) деятельное осуществление чего-либо, потенция ("дюнамис") сила, способность к такому осуществлению; рассматривались так же, как форма и материя. "Чистый акт", т. е. действительность, содержащая полное осуществление всех возможностей, "ум" (нус), в схоластике бог.
НУС (греч. nus ум, мысль, разум), одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Учение Аристотеля о космическом "уме" нусе, созерцающем и мыслящем самого себя, т. е. являющемся "мышлением мышления", послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме как одной из основных субстанций бытия. Латинский перевод термина "нус" интеллект.
(c) "Кирилл и Мефодий", 1998-1999
До встречи (у Тармо)!
Константин