Архив конференции
Механизмы
сознания
[ Back ] [ Home ] [ Up ] [ Next ]
From: Victor S. ( victor_0@mail.ru ) Date: 2001-03-15 23:20
Posted-From: 212.122.3.205
>Как известно, зародыш повторяет в общем
виде все основные
>этапы эволюционного развития его далеких
>предков. Поэтому,
>в процессе эволюции сознание не могло
появиться чудесным
>образом ниоткуда. Подобно сознанию зародыша,
оно возникало
>и развивалось постепенно. Если исходить из
моего определения,
>то сознание (пусть и минимальное) есть у любой
системы,
>способной к адаптации =
> и у каждой клетки
тоже.
То есть каждая клетка является отдельным субъектом, образно говоря, личностью?
>Простейшая
>система, способная через обратную связь
>адаптироваться к
>изменению внешеих условий уже по определению
>обладает
>некоторым сознанием. Но с появлением нервной
>системы
>сознание:
>1. Существенно усложняется.
>2. Начинает работать очень оперативно (в
отличии
>от
>компоненты сознания растений, функционирующей
>на основе адаптационных возможностей ДНК).
>Кроме того, не стоит забывать, что природные
>системы
>строятся по иерархическому принципу. При этом,
>система верхнего уровня отнюдь не является
>простой
>арифметической суммой всех систем нижнего
уровня,
>а несет в себе новое качество. Например,
сознание
>головного мозга человека это нечто
принципиально
>иное, чем просто сумма "сознаний" всех
нейронов,
>его составляющих.
Вот-вот! Раз оно отличается принципиально, то когда-то всё равно произошёл дискретный переход. Так когда появляется сознание у всей системы?
Приведу пример. Пусть n человек создали самообучающуюся машину Тьюринга, где сами выполняют роль транзисторов. Каждый сидит в отдельной комнате, занимается, чем хочет, но когда появл. определённый сигнал, он как-то на него отвечает. Вопрос: сколько в этой системе субъектов (личностей)? n? Или, если сознание возникло у всей системы, n+1? Или n+1+m, где m --- число возможных иеархических подсистем?
>Если внешнне поведение системы А никаким
образом
>нельзя
>отличить от повеления системы Б, которое она
>имитирует,
>то это уже не имитация, а просто повторение
>системы А
>на информационном уровне, ибо имитация всегда
>подразумевает некое УПРОЩЕНИЕ поведения
системы,
>не
>важное в данном конкретном приложении. И
ничего,
>кроме такого своебразного теста Тьюнинга,
здесь
>предложить
>нельзя.
Вы всё-таки придерживаетесь идеи существования феноменологического критерия сознания. А мне он не нравится, так как не объясняет, что является отдельным субъектом (см. выше пример с машиной Тьюринга)
>Если рассуждать по вашему, то можно
>спросить, а
>откуда вы знаете, что другие люди тоже обладают
>сознанием,
>может они его только искусно имитируют? :)
В принципе, это возможно. Некоторые интерпретаторы ислама считают, что у женщин нет души. А если серьёзно, то другой человек на меня похож не только поведением, но и структурно.
>Думаю, что ничего разумного, кроме
использования
>подхода
>типа "черного ящика" здесь предложить
нельзя.
А, может быть, критерием сознания является наличие в голове какого-нибудь общего когерентного состояния?
>1. Для меня очевидно, что самосознание
>невозможно без памяти.
>Представьте себе, что мы полностью лишили
памяти
>субъекта во время его
>сна (кроме врожденных рефлекторных реакций
типа
>дыхания и т.д.).
>Проснувшись, он окажется в положении младенца,
>как известно, сознанием
>практически не обладающего (в силу
тривиальности
>его поведения).
>Теоретически, если бы это было возможно по
>физиологическим законам, он
>мог бы постепенно развиваться, как развивается
>ребенок, научиться
>видеть, слышать, ходить, говорить, читать и
>писать и т.д. Т.е. он в
>итоге мог бы превратиться опять в личность с
>полноценным сознанием. Но
>ведь это был бы уже совсем другой человек, не
>имеющий ничего общего,
>кроме тела, с первым!
По-видимому, кроме общего тела у них общее то, что я называю субъектом. Ибо вот вам противоположная ситуация: человека заморозили, разобрали на молекулы, и снова собрали абсолютно точно, как было. Разморозив, мы увидим того же человека, и он искренне будет счиать себя продолжением предыдущего. Но, поскольку атомы и молекулы неразличимы, можно было их подменить. Можно было их перемешать с другим набором, и сделать двух одинаковых человек. Кто из них субъективно будет продолжением? То есть, вы сами пошли бы на такую операцию? Я бы --- нет. Потому что, скорее всего, исходный человек был убит. А новые, хотя и полностью повторяют его, являются новорожденными с врожденной памятью. Это другие СУБЪЕКТЫ.
>Таким образом, приходим к выводу, что
сознание
>существа неразрывно
>связано с его памятью, и без нее невозможно.
С этим я, конечно, согласен. Когда ко мне
подходят Свидетели Иеговы или представители
Церкви Христа, я им говорю: если бы душа и
существовала, то память всё равно материальна.
Когда человек умрёт, память уничтожится, и душа
пойдёт на суд абсолютно без памяти! Неужели вы
верите в ЭТО? Они мне говорят: да... странно...
Мы, вообще-то, в этом не специалисты...